ТВК-6

2007 год

Тольяттинская велокругосветка №6

Тольяттинская кругосветка 2007 г.

Что это такое, или мои впечатления.

Интересный и увлекательный маршрут для велосипедного и вело-пешего туризма придумали и опробовали (правда, частично) тольяттинские друзья.

Вот и нам, пензенским велотуристам, довелось проверить свои физические силы и оценить маршрут, который пролегает между покрытых лесом Жигулевских гор; тянется вдоль родной, до глубины души, реки Волги с отвесными каменистыми берегами; мимо деревушек, живущих своими суетами и заботами; вдоль или поперек глубоких оврагов с музыкой птиц и плодородных полей, кончающихся то лесом, то крутыми берегами реки.

Подготовка к маршруту началась еще в Пензе. В короткие сроки пришлось покупать недостающее туристическое снаряжение. Снаряжение, я Вам скажу, - это одна из главных составляющих всей этой затеи, без него тренированные мышцы организма становятся бесполезным инструментом.

28 апреля в 10:00 мы с Сергеем Соколовым и его сыном на машине ВАЗ 2101 выехали из Пензы в сторону Тольятти. Через 5,5 часов мы уже были на Молодецком кургане в Жигулях. Погода была пасмурная, но дождя не было, и это радовало. Ночью пошел мелкий дождь и кончился под утро. Ночевали мы, конечно, в палатках, и это была моя первая ночевка на берегу Волги.

Старт должен был состояться в 9:00 по местному времени (8:00 по Московскому) 29 апреля с лыжной базы. Сергей довез меня с велосипедом до ГЭС со стороны Тольятти, и тут я присоединился к стартовавшим . Светило солнышко, и, вроде бы, погода обещала быть хорошей. Улыбки, снимок на память - и всё, закрутились колёса и завертелись педали чистого блестящего велосипеда. Ура! Мы едем на велике по сооружению (прошлого) века, понемногу прибавляется радости в душе. Около ГЭС тоже улыбки, снимок с велосипедами (оказывается, велосипеды тоже, как и люди, могут улыбаться).

ТВК-5

Едем дальше. - кричат нам вдогонку остановившиеся перекусить велосипедисты и организаторы этого круиза. Мы, конечно, всё поняли, но до - длинный крутой подъем, и там еще, не знаю, сколько. А дальше ремонт дороги, пробка километра 2. Машины на трассе М5 стоят в попутных два ряда. Мы, конечно, едем мимо по обочине или между первым и вторым рядом стоящих колонн авто. Слышим утомлённые речи водителей: . И тут мы оценили наше преимущество перед 4-колесным многолошадным зверем. Вот и - поворот на птицефабрику, нам налево.

Прямая с одним поворотом дорога в Бахилово, то спуск, то плавный подъем. После села Бахилово асфальтовая дорога с крутыми поворотами под большим уклоном уходит все ниже и ниже, приближаясь к селу Бахилова Поляна, расположенному на берегу Волги. вот где нужны хорошие и надежные тормоза. А внизу, когда дорога пошла вдоль Волги, начался дождь с градом. Облачившись в непромокаемые одежды, мы продолжили свое движение через населенные пункты Зольное, Солнечная Поляна и Богатырь до села Ширяево, где должна состояться первая остановка на ночлег на нашем маршруте.

Сергей Соколов всю дорогу до Ширяево сопровождал нас, троих пензенцев, на своей , то отставая, то обгоняя, предупреждая по телефону об опасных участках дороги. Когда начался дождь с градом, энтузиазма у всех поубавилось. И Сергей, доехав до Ширяево и представив себе все дальнейшие перспективы нашего путешествия, решил сразу ехать домой, конечно же, пожелав нам удачи.
Дождь закончился, кода мы были почти у цели. Ну что, пора ставить палатки и разводить костер, сушиться. Всего приехали около 50 человек, в основном, из Тольятти. Ехали небольшими группами, чтобы не затруднять движение автотранспорта.
Хлюпая в мокрых кроссовках, с Андреем искали дрова для печки, чтобы сготовить что-нибудь поесть. Вечер наступил быстро, и ужинали уже в темноте и бликах пламени, прорывающихся из переносной самодельной печки. Хотелось бы добавить, что печка, которую сделал Андрей Нугаев, в большинстве случаев длительного велопохода - просто незаменимое изобретение. Ну вот, наполнили наши организмы биологической энергией, пора залезать в палатки, дышащие прохладой, упаковываться в спальники и спать, спать, спать.

Вроде бы, уже утро, но почему-то темно. Слышу суету голосов, кто-то (потом выяснилось, что это был Анатолий Сергеев, организатор этой кругосветки) бегал от палатки к палатке и предлагал: . Подбежав к моей палатке, спросив и услышав отрицательный ответ, наш похлопал по куполу палатки, что-то съехало с гладкой поверхности натянутого тента, и сразу стало светло. Я спрашиваю:

Это что такое?
Что, что: Снег!
Ничего себе, вот это да! -отвечаю я. Потом слышу голос Андрея:
Лёшк, ты там живой?
Живой:ещё.
Высунув лицо из спальника, сразу в палатке ощутил морозную свежесть - да-а-а, ведь скоро лето. Потом себя успокаиваю: зато нет дождя. Опять прячусь в спальник с головой и накрываюсь курткой, так не хочется вылезать на белый свет из палатки. Но тут опять слышу, где-то подальше, голос Андрея:
Лёшка! Маликов! Иди плов есть!

ТВК-5

Ну, теперь надо выползать из укрытия, пора, а то не достанется. Кроссовки мокрые, не высохли. Есть сухие сланцы (взял на всякий случай). Похожу пока в них. Оделся и вылез из палатки, взяв с собой ложку, без ложки не обойтись. Добрался до большого общего костра по мокрой траве с грязью. Поел плова с курицей, погрелся у костра. Девушка (кажется, из Тольятти), увидев на мне сланцы, улыбаясь, спросила:
А что, уже пляжный сезон начался?
Конечно!, - взбодрившись и улыбаясь, отвечаю ей.

А про себя подумал, что долго в сланцах я не прохожу, надо что-то придумать. Вернулся к палатке, нашел целлофановые пакеты, надел на носки, а сверху - мокрые кроссовки. Так будет лучше. Организм уже перестал дрожать от морозного утра. И тут глаза прозрели и увидели всю окружающую нас красоту. Взошедшая уже трава на холмах была покрыта снегом. Трудно понять, какое время года. Деревья были украшены серебряным снегом и блестели в тусклом свете пасмурного утра. Лучше увидеть своими глазами.

Ладно, нет времени отвлекаться на прелести природы, надо помочь Андрею с заготовкой дров.

Подходит к нам Анатолий Сергеев и спрашивает, не изменились ли у нас планы в связи с капризами погоды. Андрей, не строя дальнейших планов, отвечает:

Далее в планах было посещение пещер бывшей каменоломни. Все, кому интересно это мероприятие, оставив вещи, палатки и велосипеды, двинулись вниз с холма, на котором располагался наш палаточный лагерь. Собралось около 10 человек. Побрели в направлении этого, безусловно, интересного места, где в каменистом холме человеческим трудом были пробиты тоннели и лабиринты пещер с каменными сводами, нависающими над головами зашедших внутрь людей. Конечно же, фотографии на память. Побродив по лабиринтам пещер с фонариками, разглядывая стены и своды, мы направились обратно в лагерь.

Придя на место нашей стоянки, устроили обеденный перерыв. Потом с Андреем пошли запастись дровами. Вдруг Анатолий Сергеев объявляет:
Кто собрался продолжить кругосветку - один час на сборы, и выезжаем. Дорогу проверили, ехать можно, всё просохло.
Спрашиваю Андрея:
Что, едем? А почему так неожиданно?:
Лёха, давай быстрей собирайся.
Понятно, - говорю.

ТВК-5

Через час были в сборе, готовы ехать. Анатолий, еще не собравшись, говорит:
Вы езжайте, купите, что надо, в магазине, подождете у горы . А мы вас догоним, - и показал направление дороги.

Гору Верблюд проехать, не заметив, было нельзя, т.к. там было очень много туристов, пеших и приехавших на машинах, в том числе, с пензенскими номерами. Встретили мы там и Диму Васина, который накануне проехал в Пензе 200-километровый марафон на велосипеде, а сегодня, как ни в чем не бывало, собирает дрова на берегу Волги.

ТВК-5

Дождавшись остальных кругосветчиков, мы поехали вдоль Волги в направлении с.Рождествено. Наша группа насчитывала 7 человек - тольяттинцы Анатолий Сергеев, Татьяна Сучкова, Юрий Лабгаев, Александр Афонькин и пензенцы Андрей Нугаев, Татьяна Белявская, Алексей Маликов. Позднее мы узнали, что еще одна группа пошла другим маршрутом, через . Остальные участники вернулись по домам - в Тольятти и Самару.

Через некоторое время дорога перешла в , по которой пришлось идти пешком, а на крутой подъем затаскивать каждый велосипед вдвоем. Потом по грязной грунтовке добрались до Гавриловой Поляны и, уже в сумерках, остановились перекусить на берегу Волги. Тем временем стемнело, и мы, включив фонарики, продолжили наш путь в с. Рождествено по неплохому асфальту, без подъемов и спусков. Ехали рядом, разговаривая на разные темы. Около 11 часов вечера въехали в село Рождествено, заехали в круглосуточный магазин. В ночное время торговля там производится через специальную форточку, но, услышав список заказанных нами продуктов, продавщица решилась впустить нас, мирных велосипедистов, внутрь магазина. Еще около получаса мы искали подвесной мост через протоку, чтобы попасть на берег Волги, где и устроили ночлег. Выпив последний глоток какао (хорошая штука в походе!), собрались спать. А напротив, на другом берегу Волги, светился огнями город Самара, и его жители, наверное, уже видели сны.

Прохладное утро 1 мая уже не удивляло своей свежестью. Сашка из Тольятти, уже собрав палатку, спешил на паром до Самары, т.к. ему вечером на работу. Дальше будем продолжать путешествие вшестером. Позавтракав и собрав вещи, мы отправились в сторону с. Шелехметь. Дождя не было, светило солнце, но встречный ветер нес прохладу. Асфальтовая дорога до с. Шелехметь не отняла у нас много сил. Дальше началась разбитая грунтовка с колеями и лужами, по которой даже на тракторе ехать рискованно. А вдоль Волги дальше ехать было нельзя из-за непролазных глубоких оврагов. Около 3 км мы то шли, то ехали вдоль трубы газопровода, а на крутом подъеме всем пришлось спешиться и толкать своих железных коней. Наверху мы решили пообедать, и опять нас выручила походная печка. А вот и клещи проснулись - заползают на ноги, на вещи. Татьяна Сучкова побрызгала всех жидкостью, отпугивающей клещей.

Дальше мы двигались лесом, вдоль нефтепровода. Обходили залитые водой участки, ручьи, постепенно поднимаясь все выше. Потом - спуск в глубокий овраг, по дну которого проходила довольно сносная грунтовая дорога. По ней мы поехали в сторону Винновки, впитывая глазами красоту здешних мест. Даже удалось увидеть перебегающего дорогу зайца - жаль, никто не успел достать фотоаппарат.

Вот и Винновка. Церковь у берега Волги, строящийся женский монастырь. Недалеко от деревни нашли место для ночлега. Сумерки быстро сменились темнотой, быстро устраиваемся на ночлег при свете фонариков и полной луны, встающей над лесом. Тяжелый переход через лесные овраги был вознагражден сухим и безветренным ночлегом. Четыре палатки погрузились в сон лунной ночи. Под утро заморосил дождь, но быстро кончился, и утро встретило нас ярким солнцем и мокрой травой вокруг. Трава блестела в лучах утреннего солнца, а капельки дождя, упавшие ночью на землю, медленно, превращаясь во что-то, похожее на туман, поднимались в небо, чтобы опять где-то высоко стать облаком.

Позавтракав и собравшись, вышли на асфальт, и начался крутой затяжной подъем в сторону Осиновки, да еще с сильным встречным ветром.

ТВК-5

Перед с. Ермаково мы свернули на полевую догогу, ведущую к Волге, и, обогнув несколько оврагов, выехали к крутому берегу, на котором установлен металлический 6-метровый крест. На склоне, ближе к воде, под этим крестом находится часовня из белого камня и склеп с могилой А.Н.Люпова, героя обороны Порт-Артура, талантливого изобретателя.

Решив немного срезать обратный путь до асфальта, мы пошли по полю, засеянному озимыми. А поле оказалось . В начале поля, метров 500, было сухо, а потом наши кони встали, накрутив на колеса по несколько килограммов чернозема. Пришлось их оттащить на край поля.

Очистив велосипеды от грязи, насколько это было возможно, двинулись в сторону с. Березовый Солонец. Вдоль Волги проехать было нельзя, т.к.на пути встретится овраг, залитый водой. Так сказал наш главный Анатолий Сергеев.

И опять мы прочерчиваем путь протекторами наших велосипедов, оставляя на асфальте куски чернозема. Дует боковой ветер, крутой затяжной спуск. Перед спуском у нас случилось ЧП - Юра затормозил и не съехал с асфальта на обочину, а Андрей, ехавший сзади, опустив голову с длинным козырьком , не успел затормозить и врезался в заднее колесо Юриного велосипеда. Результат невнимательности Андрея - на переднем колесе и ушиб кисти левой руки. Андрей с Татьяной задержались, чтобы выправить обод. А остальная группа продолжила путь до с. Березовый Солонец. Купили продуктов на перекус, и тут подъехали Андрей с Татьяной. Перекусили и продолжили путь через с. Сосновый Солонец в Александровку. Дорога была почти степного типа, без перепадов, поэтому доехали довольно быстро. У поворота на Александровку Анатолий Сергеев и Татьяна Сучкова взяли курс на Тольятти, т.к. Татьяне на следующий день на работу, а мы, трое из Пензы и Юрий, которым некуда было спешить, уже в сумерках поехали по М5 через с. Валы на Молодецкий курган. Проехав поселок Жигули, мы в темноте установили палатки в лесочки. Ночь была теплая. Ужин, приготовленный на печке, восполнил силы, и нам оставалось только засыпать под пение соловьев.

Вот и наступило утро. Тепло. Сквозь деревья пробиваются лучики яркого солнца. Андрей сказал:
- Поедем к Волге. Надо отмыть велосипеды и посмотреть Молодецкий курган.

Позавтракали, собрали палатки, рюкзаки и вышли из леса. Душевный восторг! Вдоль луговой дорожки росли желтые цветы - адонисы. В наших краях я таких не встречал. Холмы, покрытые лесом, вдалеке поблескивают воды Волги. И вот мы уже, частично раздевшись под теплым солнышком, моем своих металлических коней.

Юра вызвался остаться с велосипедами и согреть чайку, а мы втроем стали подниматься на каменистый холм, называемый Молодецким курганом. С верхней точки этого природного строения Земли открывается вид на Волгу и противоположный берег, на котором расположился город Тольятти. Это место настолько понравилось нам, что мы обязательно сюда еще вернемся.

Когда мы спустились к своим колесницам, Юра уже согрел чай, мы перекусили и двинулись к трассе М5. Там, попрощавшись, Юра повернул налево, в Тольятти, а мы - направо, в сторону Сызрани. Ехали то по трассе, то по обочине. В Переволоках подкупили продуктов, набрали воды, и вблизи Первомайска встали на ночевку возле оврага, поросшего лесом.

ТВК-5

Оценив свои силы, решили утром доехать до Октябрьска и сесть на скоростную электричку Самара-Пенза. Для этого надо было рано встать и быстро собраться. И когда я, натренировавшись за предыдущие дни похода, собрал палатку, рюкзак и был готов ехать раньше, чем Андрей с Татьяной, она сказала в мой адрес: . Это меня туристически-душевно взбодрило. Через 1,5 часа мы были уже на станции Октябрьск, где узнали, что скоростная электричка ходит только по выходным, а сегодня - пятница, 4 мая. Доехали до Сызрани на местной электричке и пошли покупать билеты на поезд до Пензы. Я караулил велосипеды. Вдруг выбегают Андрей и Татьяна с билетами. Быстрей! Наш поезд прибывает! Подъезжаем с велосипедами к нужной платформе - и вот он, скорый 073 Новосибирск-Воронеж, опаздывающий на целый час. Как только нам билеты продали? Упаковывать велосипеды в чехлы нет времени. Проводник кричит.

Покидали велосипеды и рюкзаки в тамбур, тронулись. Успели. Теперь можно упаковать велосипеды. Расположились в плацкартном вагоне, закинув велосипеды на третью полку. Теперь можно перекусить, доесть всё, что осталось. Ни проводник, ни пассажиры не удивлялись нашему грузу, т.к. в этом же вагоне ехала группа из Омска на соревнования по BMX.

Через 4 часа подъехали к Пензе, вышли на платформу под холодный проливной дождь. Но после этого похода нам было всё нипочем, даже разбитые дороги с ямами, залитыми водой, и машины, окатывавшие нас с головой потоками грязной воды. Ведь мы едем домой, а дом всегда нас встретит теплом и уютом.