Тольяттинская велокругосветка 2017 команда "Социопаты 2.0"

Тольяттинская Велокругосветка впервые прошла в 2002 году и теперь ежегодно проводится в дни майских праздников. Маршрут и условия приближены к знаменитой Жигулевской кругосветке, только в путь искатели приключений отправляются не на байдарках и ялах, а на велосипедах.
Принять участие в путешествии могут все желающие независимо от возраста и уровня подготовки. Это некоммерческое мероприятие направлено на привлечение людей к активному, здоровому образу жизни и должно способствовать объединению любителей велотуризма и велопутешествий.
Еще одна цель велокругосветки - знакомство с историческими местами и достопримечательностями Самарской области. Организаторами мероприятия выступают тольяттинские велотуристы.

 В какой-то уже не поддающийся подсчету то ли пятнадцатый, то ли шестнадцатый раз 29 апреля в Тольятти стартовала Тольяттинская велокругосветка. Суть её в том, что команды на велосипедах делают трех-четырех-дневный круг почёта по полуострову Самарская лука, по территории национального природного парка, через деревни, овраги, болота. Наслаждаются жизнью в отрыве от цивилизации и проверяют себя на прочность физически и духовно. Иногда гораздо сложнее психологически не сорваться, в сотый раз за день вытягивая велосипед из грязи, чем физически преодолеть эти 150-200 километров пути. Дело тут не в скорости и не сложности, маршрут-то по сути простенький, это скорее испытание психики на прочность. Выносливость. Умение спокойно выйти из зоны комфорта, выкупаться в болоте, уснуть не в мягкой кроватке. Проснуться в 7 утра и заняться не копанием в соцсетях, а упаковкой палатки и спальников. И проходят этот тест не все. Наша команда "Социопаты" проделала этот путь уже во второй раз, первый был в 2015 году - почитать здесь.

Мы немного изменили свой маршрут, чтобы проехать не классическим вариантом, а через Ширяевский овраг. Женя и Юра там ни разу не были, надо было ознакомить их с этой красотой.

Красоты мы там огребли "по самое не хочу", но об этом будет подробнее.

 День первый, 56 километров. Тольятти - Ширяево.

Самый лайтовый день, в основном асфальт, пара мест с канавами на грунтовке до Бахилово не в счет. Мы их с легкость преодолели.

 

В полях еще ручьи и даже снежок в тени сохранился. С погодой повезло, +25 и на небе ни облачка. Умудренные опытом прошлой кругосветки, мы запаслись солнцезащитным кремом и обмазывались регулярно, так что никто сильно не обгорел.

 

Юра заталкивает придает ускорения Вике в гору :)

 

Серпантин от Бахилово до Бахиловой поляны находится в состоянии "тут бомбили". Ездить по нему совершенно невозможно, тут мы вспомнили, почему уже два года как "забили с велопоходами" на ширяевское направление. Колеса каким-то чудом не пробились на ямах. И только на подъезде в Бахиловой поляяне асфальт стал нормальным.

 

Резкий поворот и обрыв. За спиной - Волга и село Бахилова поляна. Вика - Юра - Наташа - Андрей.

 

Женёк указующе вытягивает руку, но чего он там вещал - я не слышала. Может, благославлял местных жителей не кидать мусор на обочину?

 

Традиционная остановка у магазина в селе Солнечная поляна. На фото - местный дом культуры.

 

Сооружение религиозного христианского православного культа.

 

Работающий таксофон. Как ни странно.

 

Мальчики не могут есть мороженку нормально, надо обязательно вот так.

 

Рабочий поселок Богатырь состоит при карьере по разработке известняка, поэтому вид имеет весьма запорошенный известняковой пылью.

 

От Богатыря уже совсем немного до финиша на сегодня. Пара небольших подъемов, и мы на месте. Село Ширяево. Остатки кирпичного завода (точнее - дореволюционной печи для обжига извести, в селе добывали известняк, разрабатывая штольни в горах).

 

Озерцо в центре села разливается весной в большое болоте.

 

А над нами пролетали самолеты. Это максимум увеличительной способности моего объяектива. Видимо, из Курумоча летят.

 

Мы доехали неожиданно быстро, так что встали лагерем, когда остальной лагерь был еще пуст. Женя всё переживал, не ошиблись ли мы днём старта и где вообще все? Потом, когда "все" приехали, он начал переживать, чего так много народа. Всего в этот поход поехало около 80 человек.

 

Гусляр пел чудесные песни о славянских богах и легендах, на общей поляне резали пироги и разливали чай. Потом ребята еще долго пели под гитару, ноя уже засыпала в палатке на горе и слушала их сквозь сон - а пели они замечательно.

 

Ночь за селом Ширяево. Днем было +25, ночью +6.

 

День второй. 45 километров.

 

Утро встретило ярким солнцем и видами на Жигулевские горы из палатки. В "окошке" - Попова гора.

 

Наша палатка. Неожиданно легкая для своей копеечной цены - двухтентовая, без юбки, компактная, была куплена в годы, когда еще не развалился Грушинский фестиваль и на торговую поляну приезжали производители снаряги без наценок.

 

Варим кофе на костре. Мы с Андреем взяли, во-первых, кофе, во-вторых, Женю, который,в свою очередь, взял сливки.

 

Как ни странно для кого-то покажется, а лучшие повара в походе - мужчины. Поэтому Андрей варит макароны и кофе, а я ставлю лагерь и сворачиваю его. За 30 минут упаковываю лагерь до состояния "поехали". Годы тренировок.

 

Набираем воды в роднике, и вперед. Все едут сегодня по "козьей тропе" между горами и Волгой и далее асфальтом, а мы там уже ездили не раз и решили показать Юре и Жене альтернативный путь через Ширяевский овраг, благо там тоже есть турмаршрут под названием "Сердце Жигулей". Как потом выяснилось, идея была альтернативно одаренная.

 

Начиналось всё в принципе неплохо. Устье Ширяевского оврага. На дне оврага - грунтовка, сухая, ровная, кати себе и кати.

 

Однако, в глубине оврага оказалось, что тут ещё лето не подвезли. Лежат сугробы и медленно тают под 25-градусным солнцем. Дно оврага широкое и плоское, а с обеих сторон горы. Ни ветерка. Солнце штырит. А ехать не получается, идём пешком.

 

Когда становилось совсем невмоготу жарко, делали вот так.

 

И так.

 

Весна в самом разгаре. Все цветет.

 

Урочище Каменная чаша проехали, не заходя к роднику. Воды еще было много в запасе.

 

Дорога по дну Ширяевского оврага. Он огромный, да. И красивый. Но сейчас нас больше волновала наша скорость движения, ведь больше половины пути мы шли пешком, выволакивая велосипеды из грязи, снега и пытались не упасть в глубокие колеи.

 

Медвежий грот. Когда-то там были найдены кости пещерного медведя и следы пребывания древних людей. А больше ничего интересного в нём нет, грот как грот.

 

А вот пара километров сухой дороги - и это уже счастье.

 

А вот опять грязь и приходится тащить груженые велосипеды по кустам и траве.

 

Перерыв. Отдышаться. Перекусить.

 

И снова в путь. Форсирование водной преграды. Кажется, именно тут Юра и Женя упали в грязь. Хотя, может и в следующей канаве. В общем, нескучно ехали. Через один такой ручей мы перескакивали по камушкам, через другой - переходили босиком.

 

Потом мы еще долго тащили велосипеды по лесу, который решил, что у него "весна в горах". Лелись ручьи, звенели птицы, лежали сугробы снега, все это расстояние мы тащили велосипеды скорее на себе, чем ехали на них. В итоге, вышли наконец на Торновое, где купили последнюю в магазине бутылку Cola и упились ею до состояния счастья.

 

Над селом на холме стоит крест серп и молот. Было дело, что их сваливали местные, решившие, что данный монумент привлекает космические лучи, разрушающие мозг. Потом другие местные жители нашли и восстановили серп и молот на место. Происходили эти увлекательные события в 2016-2017 году, кажется. В общем, нескучно в селе Торновое живут.

 

Смеркалось, и становилось понятно, что сегодня мы шелехметский тракт не пройдем. "Шелехметь", точнее участок грунтовой дороги через лес между селами Шелехметь и Винновка - самый сложный участок Тольяттинской Велокругосветки (ТВК). Там всегда мокро, грязно и вообще жесткач. Им пугают новичков. Традиционно его проходят с обеда до вечера второго дня ТВК, но мы себе устроили "пройди или умри" в Ширяевском овраге и сильно отклонились от графика. Было принято решение ночевать за селом Шелехметь, а шелехметский тракт штурмовать с утра третьего дня. Выбрали по навигатору показавшееся симпатичным место за волжскими протоками под горой Ош-Пандо-Нерь.

 

Оно оказалось чудесным - там пели на разные голоса выпи, была хорошая полянка для палаток, немного сушняка для костерка и теплая-ТЁПЛАЯ!!! вода в болотце. Где мы все (кроме Вики) с огромным удовольствием выкупались, смыли соль с кожи и пот от целого дня пути. А благодаря растворенной в воде глине и душистому мылу Жени мы не толкько отмылись до блеска, но еще и благоухали как весенние цветочки. Под пение нескольких выпей легли спать.

 

А вот наше милое болотце по утру.

 

Утро началось с подъема в 7 утра и макарончиков с тушенкой.

 

Пакуем лагерь.

 

Бабочка с рваными крыльями уже проснулась от зимней спячки.

 

И погнали дальше. Сегодня - третий и последний день пути, надо успеть пройти Шелехметь, и по асфальту домчаться до железнодорожной станции. Если не успеем на электричку, это добавит еще 20 километров пути по федеральной трассе М5, забитой фурами и дачниками. А поскольку на дамбе ГЭС идет ремонт дороги, то стоять в жару в пробке и глотать пыль бешенных "обочечников" очень хотелось. Итак, мы двинули на Шелехметь - прекрасную и ужасную. Ужас новичков кругосветки и слабаков. Кто-то проходил эту грунтовку за 3 часа, кто-т за 8, кто-то даже не рисковал туда соваться и нанимал катер перевезти всю команду с велосипедами сразу до Винновки, кто-то шел через неё всю ночь - чего только не бывало в Шелехмети.

 

Третий день. 53 километра.

 

А пока - любуемся горой Ош-Пандо-Нерь. В переводе с мордовского дословно означает «город-гора-мыс».

Гора Ош-Пандо-Нерь, подобно огромному утюгу, острым клином выдается из горной гряды: «узкое место» или «гора-мыс». На ней обнаружены остатки древнего городища 16-17 веков.
Городище в плане имеет вид треугольника, боковые стороны которого ограничены обрывистыми склонами горы, а основание отсечено от плато насыпным земляным валом и рвом. Когда- то самый гребень вала щетинился заостренными, едва ли не в обхват толщиной бревнами. Между высокими стенами частокола помещались тяжелые тесовые ворота — единственный путь внутрь крепости.
Местные жители знают немало легенд о нагорном укреплении. В одной из них говорится о том, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь (по другим источникам - Анна Патей). Царица добрая и справедливая. Очень любили свою заступницу мирные землепашцы. Да только недолго продлилась власть молодой правительницы. Подкараулили враги, когда с дружиной своей спускалась она в долину, перебили свиту всех до последнего, а саму Анну в полон угнали.
Неоднократные поиски ученых-археологов, закладки шурфов, обширные раскопки на вершине больших результатов не дали. Были собраны только многочисленные черепки грубых лепных горшков. После их тщательного изучения выяснилось, что посуда эта изготовлена из глины с примесью шамота (материала, получаемого из мелко истолченных обломков керамических изделий или измельченных раковин и известняка). Такая посуда была в широком ходу в Среднем Поволжье в 4-7 веках (источник).

 

Шелехметский тракт начинается с жизнерадостного подъема в гору по глине.

 

А сверху это выглядит вот так. Внизу - село Шелехметь и многочисленные дачи, дальше на горизонте - Волга. Утренний туман стелется внизу, в него уже вплетаются струйки дыма от просыпающейся деревни.

Ждем товарищей на вершине горы.

 

А вот и они, кони наши быстрокрылые. Сгоняли за свежей водой в деревню к колонке и догнали нас.

А теперь - великая и ужасная Шелехметь! Хотя после вчерашнего Ширяевского оврага ничего ужасного уже не было, в овраге было ужжжаснее.

Не везде можно было ехать, но где можно - там, конечно, пытались.

Я вот уже знала, что в кроссовках там умучаюсь, поэтому везла в велорюкзаке красивые салатовые резиновые сапожки в цвет рамы велосипеда (это важно!)

Умопомрачительные градиенты рельефа.

 

Небольшая передышка перед поворотом, половина пути пройдена. У меня закончилась вода и Женя делится своей из гидратора.

Дорога поворачивает на Винновку, здесь уже посуше, грязевых ванн все меньше, только глубокие колеи местами не дают разогнаться. Солнце продложает нещадно палить, время 12 часов дня, самое пекло и ни ветерка.

Красивые холмы с камнями-шиханами, кусками каменной породы.

Утомленные солнцем.

На подходе в деревне дорогу разровняли. Срезали и измельчили верхний слой застывшей грязи, засыпав колеи. Но пока тут не пройдет несколько автомобилей и не уплотнят покрытие, ехать на велосипеде невозможно - колеса проваливаютсяв эту земляную крошку и вязнут. Двигаемся по травяной обочине, что тоже не повышает скорость.

Винновку пролетаем, не останавливаясь, смотреть там, кроме очередного религиозного строения, особо нечего. Монастырь туристов не любит, отказывают даже в возможности ополоснуться от дорожной пыли, так что и мы его тоже не жалуем. Даже фотографировать не стали. Едем до села Осинновка. Тут два магазина, где мы закупаемся мороженым, колой, сладким печеньем. Вообще сладкое в бешеных количествах потребляется в походе не случайно - это энергия, которая тут же сжигается в печке мышц. Поллитра колы (с её безумным содержанием сахара) хватает сил на 20 километеров активного вкручивания в горки и тягунки. На бананах и яблоках далеко не уедешь, увы. Так что мы всей душой за ЗОЖ, но тело требует Колы. Заброшенная церковь в Осинновке - самая старая на Самарской луке. Восстанавливать её вроде не планируют и это радует - так она красивая. А обошьют сайдингом и будет жесть. Какие-то чудаки постоянно вешают внутри табличку "Мирянам вход запрещен", миряне же упорно ходят внутрь, цокают контактами и собирают за немирянами мусор.

После Осинновки горка за горкой - и деревни: Березовый Солоне - Сосновый Солонец - ж/д станция Отвага. Почистив по мере сил велосипеды от пыли и грязи, загрузились в электричку. Успели!

Кондуктора снова не было (чует мое сердце, закроют нам и это направление как "пустующее и нерентабельное"), поэтому полные вагоны дачников, севших на станциях позже, доехали до Тольятти бесплатно. Пришлось выслушать и традиционные демонстративные громкие стоны бабок с тележками про "залезли со своими велосипедами". Особо упорные почему-то хотели выйти именно с нашей стороны вагона (это важно! дело принципа!) и лезли через велосипеды.

А если на станции пассажиры сначала будут выпускать людей из вагона, и только потом лезть в него - вообще наступит всеобщее благоденствие. Но в это я уже слабо верю. Как сказала Вика: "В культурных обычаях сначала выходить из вагона, а потом заходить!" На что тетка с тремя авоськами сказала что-то типа "Идите нафиг" и случайно огребла рулем велосипеда по авоське. Почему РЖД в лице своей дочки СППК не может снять в вагоне несколько сидений и выделить "грузовой отсек" (как это уже сделано в нескольких электричках в некоторых вагонах) или хотя бы наклеить на вагоны указание, что именно сюда надо загружать велосипеды, место для них есть в этом вагоне - остается для меня загадкой.

 

***

Довольные, усталые, счастливые мы выгрузились в городе. Заехали на автомойку, по полтинничку с носа освободили велосипеды от грязи и пыли и разъехались по домам.

Любимый Тольятти уже сбрасывал хрусткий тополиный цвет на асфальт, цвел одуванчиками, а мы вспоминали Шелехметь.

Благодарим за поддержку Тольяттинской велокругосветки:

  • администрацию г.о. Тольятти
  • кафе и хостел «Велоприют» (Лесная улица, 9, село Подгоры)
  • НП Самарская лука www.npsamluka.ru

Организаторы: общественное движение "Клуб ВелоТольятти".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить